Новости
Новости Фото Видео

Интерфакс Туризм: Как сделать катание на горных лыжах или сноуборде безопасным

27 ноября 2018

Выезжая на склоны, туристы часто забывают о том, что катание на горных лыжах и сноуборде ― экстремальный вид спорта, который требует соблюдения определенных правил. И, в первую очередь, за собственную безопасность и здоровье отвечают именно сами катающиеся.

По данным страховых компаний, частота наступления страховых случаев по активным видам спорта (а это, в том числе, и горнолыжный спорт) в два-три раза выше, чем во время поездок на пляжный или экскурсионный отдых. Катаясь на лыжах, то или иное повреждение (бывает, что и очень серьезное) получает примерно каждый третий спортсмен. Кроме того, несчастные случаи часто происходят в труднодоступных местах, откуда требуется эвакуация вертолетом, а при отсутствии страховки спасательные службы могут отказаться забирать пациента бесплатно. И если дело произойдет в Европе, общая стоимость эвакуации и лечения может составить десятки тысяч евро.

В общем, в горах именно безопасность ― синоним удовольствия и положительных эмоций от отдыха. Эвакуация на вертолете, конечно, станет интересным и необычным опытом, но лучше себе ничего не ломать. То же самое относится к соблюдению правил поведения на склоне, учету предупреждений о плохой погоде и другим потенциально опасным факторам.

Белый кодекс FIS

«На сегодняшний день остро стоит вопрос о безопасности на горнолыжных курортах. На склонах часто можно увидеть плохо катающихся туристов, которые на полной скорости спускаются с вершины, не умея вовремя затормозить или объехать препятствия на своем пути, в том числе других отдыхающих», ― отмечает вице-президент Национальной лиги инструкторов, мастер спорта по горнолыжному спорту Татьяна Дунаева. «Но нельзя на обычных трассах вести себя как на трассах для скоростного спуска, которые всегда огорожены и предусматривают нахождение на склоне только одного спортсмена», ― рассказывает она.

Чтобы горнолыжники не повредили себе и окружающим, Международная федерация лыжного спорта (FIS) разработала «белый кодекс» с советами по поведению на склоне. «Практически все горнолыжные курорты нашей страны вывешивают эти правила в кассах, где продаются ски-пассы, и крайне желательно перед выходом на склон с ними ознакомиться. По сути, это те же правила дорожного движения, которых мы придерживаемся за рулем автомобиля, правда, пока не обязательные, а только рекомендованные к соблюдению», ― добавляет эксперт.

Первое правило «белого кодекса» ― уважай других. Лыжник или сноубордист не должен мешать или своим катанием подвергать опасности окружающих. Если впереди едет новичок или ребенок, следует быть особо внимательным. За безопасность всегда отвечает тот, кто сзади. Кроме того, нужно следить за исправностью своего снаряжения.

Не менее важный момент ― контроль скорости. Перед спуском нужно оценить состояние трассы, снег, погоду и количество людей на склоне. И всегда кататься на скорости, которую можешь контролировать.

Обгон катающихся впереди разрешен как справа, так и слева. Делать его нужно на скорости, обязательно соблюдая дистанцию метров 20. Лыжник снизу должен иметь пространство для маневра ― преднамеренного или нет.

Перед первым выходом на трассу, а также начиная движение после падения, нужно оглядеться по сторонам. Останавливаться или идти пешком можно только по краям трассы в хорошо обозримом месте. В случае падения на узком участке трассы следует как можно быстрее освободить его вместе со снаряжением.

«Белый кодекс» обязывает лыжников и сноубордистов помогать тем, кто на склоне попал в беду. Если кто-то упал и не встает, как минимум нужно поинтересоваться самочувствием, а в тяжелых случаях ― вызвать спасателей. В случаях чрезвычайных ситуаций принято, чтобы участники и очевидцы обменялись контактами, поскольку показания свидетелей могут пригодиться.

И конечно, перед катанием следует обращать внимание на маркировку трасс, знаки-предупреждения об опасности или закрытии трассы. Они установлены на видных местах исключительно в интересах самих катающихся.

«О правилах безопасности на горнолыжных трассах обязательно рассказывает инструктор на первом занятии. Он помогает новичкам понять, как нужно стоять на склоне, где можно останавливаться, как правильно сходить с канатной дороги, чтобы не создавать помех окружающим, как правильно маневрировать между людьми, когда ты находишься на склоне, можно ли обгонять других туристов сверху, снизу и так далее. Потому что профессиональный инструктор должен не просто научить человека кататься ― он должен научить его кататься безопасно», ― отмечает Т.Дунаева.

Как правильно выбрать трассу

Тип трассы необходимо выбирать исходя из уровня своей подготовки. Существуют легкие «зеленые» и «синие» трассы, сложные «красные» и экстремальные «черные».

«Зеленые» трассы обычно почти пологие. На них можно ехать по прямой, почти не набирая скорости. Какие-либо опасные или пугающие начинающего лыжника элементы ― например, бугры ― на таких трассах отсутствуют.

«Синие» трассы обычно с переменным рельефом и минимальными уклонами. Они предназначены для лыжников среднего уровня. Серьезных перепадов рельефа и бугров на таких трассах также нет.

«Красные» трассы подойдут опытным лыжникам. По такой трассе уже нельзя ехать по прямой из-за ее крутизны, и нужно уметь поворачивать на малом радиусе, а также уметь контролировать ситуацию в различных снежных и погодных условиях.

«Черные» трассы предназначены для профессионалов. Обычно это трассы с большой крутизной или узкие, требующие от лыжников хорошей техники. Ратраки эти трассы обычно не выравнивают, поэтому здесь встречаются бугры, «тяжелый снег», ледяные участки и прочие «прелести».

«Приехав на горнолыжный курорт в первый раз в новом зимнем сезоне, не мешает, что называется «раскататься», освежить в памяти технику, начать с простых ― «зеленых» и «синих» трасс, и уже потом выходить на более сложные склоны», ― советует Т.Дунаева. «А вообще лучше обратиться в службу горнолыжных инструкторов и проверить свой уровень катания, получить рекомендации, возможно, взять один-два урока по совершенствованию техники катания и уже потом выходить на сложные трассы. Это позволит вам четко понимать, что вы точно соответствуете трассе «красного» или даже «черного» уровня сложности», ― добавляет она.

Плюсы российских курортов

Российские горнолыжные курорты в последние годы все ближе к европейским по уровню сервиса и техническому оснащению. Покататься на курортах Северного Кавказа можно почти с таким же комфортом, как в Европе ― и при этом в разы дешевле.

«К обеспечению безопасного катания наших туристов мы относимся с предельным вниманием», ― отмечает заместитель генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК») Рустам Тапаев. «Это касается и качества подготовки горнолыжных склонов, на которые ежедневно выходят ратраки, и регулярного технического освидетельствования канатных дорог, и бесперебойной работы спасательных формирований и лыжных патрулей, сотрудники которых оказывают помощь гостям на трассах курортов», ― говорит он.

«При этом мы понимаем, что ответственность за безопасность несут в равной степени эксплуатирующая организация горнолыжных курортов и сами туристы. Мы призываем всех гостей курортов Северного Кавказа перед началом зимнего сезона внимательно ознакомиться с правилами поведения на трассах и канатных дорогах, чтобы не омрачать свой отдых травмами. А для максимальной защиты рекомендуем приобрести страховку», ― поясняет представитель АО «КСК».

Так, на курортах «Эльбрус» и «Архыз» этой зимой туристы смогут купить страховку за 100 рублей на время действия ски-пасса. Сумма страхового покрытия ― 500 тыс. рублей. Также можно приобрести страховку на сутки за 150 рублей. В летнем сезоне 2019 года страховки будут стоить соответственно 50 и 100 рублей.

Еще одно важное преимущество северокавказских курортов ― в комфортной плотности катания, которая соответствует нормам национального российского стандарта (ГОСТ) «Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов».

«Даже в пиковые дни новогодних каникул в сезоне 2017/2018 на горнолыжной трассе «Мир» ― «Гара-Баши» курорта «Эльбрус», самой высокогорной в Европе, единовременно находилось не более 260 катающихся, что соответствует установленным нормам. На курорте «Архыз» лыжники и сноубордисты минимально имеют по 120 кв. м пространства для катания благодаря площади трасс. А на молодой курорт «Ведучи» турпоток только формируется, поэтому кататься можно совершенно свободно», ― рассказали порталу «Интерфакс-Туризм» в пресс-службе АО «КСК».

Как показывает практика, это очень важный фактор безопасности, так как если на узкой трассе скапливается много народа, вероятность столкновений возрастает в разы.

Лавиноопасности нет

Еще один важный фактор, который требуется учитывать на горнолыжном отдыхе, ― лавиноопасность курортов. В этом смысле среди курортов Северного Кавказа наиболее безопасны «Архыз» и «Ведучи».

Как рассказали в АО «КСК», все существующие трассы «Архыза», а также новые трассы его северо-ориентированного склона, которые откроются в ближайшем зимнем сезоне, располагаются в зонах, не подверженных воздействию лавин. Вероятность схода лавин есть только вне маркированных и подготовленных трасс, о чем любителей внетрассового катания всегда предупреждают.

На курорте «Ведучи», где сейчас для туристов открыта одна трасса, лавины также отсутствуют. В то же время на северо-ориентированном склоне, где проектируется основная зона катания, встречаются небольшие снежные оползни, поэтому там будет предусмотрена лавинозащита.

Что касается курорта «Эльбрус», то здесь основной маркированный спуск со станции «Гара-Баши» до выката на поляну Азау не подвержен лавинам. Но при внетрассовом катании, особенно в ущелье ледника Гара-Баши, лавины и камнепады встречаются каждый сезон. А после обильных снегопадов на курорте проводятся контролируемые принудительные спуски лавин силами Эльбрусского военизированного противолавинного отряда. Поэтому данные маршруты не рекомендуются туристам для катания без опытных гидов и предварительной лавинной подготовки.

За безопасностью туристов внимательно следят

Если обойтись без происшествий на склоне все же не удалось, нужно обращаться к спасателям. Телефоны спасательных бригад можно найти на сайтах курортов ― отправляясь на отдых, обязательно запишите их номера.

В «Архызе» работает два спасательных пункта, расположенные таким образом, чтобы спасатели без помощи специальной техники могли добраться в любую точку горнолыжных трасс за пять-семь минут. Создан стационарный медицинский пункт с дежурными врачами, а на зоне выката всегда дежурит скорая помощь с медицинским персоналом.

На курорте «Ведучи» работает пункт оказания доврачебной помощи, в котором постоянно дежурит медсестра, открыт отдел эксплуатации трасс и службы спасения, где работают патрульные спасатели.

В качестве «пассивных» мер безопасности на всех трех курортах установлены специальные маты, которые закрывают наиболее опасные для горнолыжников объекты, а также используются сети трех типов.

«Разделительные сети «С» не допускают пересечения потоков катающихся по разным трассам. Мобильные сети безопасности «B» улавливают лыжников на опасных участках и поворотах. Стационарные сети безопасности «A» установлены в особо опасных местах над обрывами и на крутых поворотах свыше 80 градусов», ― пояснили в пресс-службе.

Советы бывалых

Лыжник-фрирайдер Александр Жлукто считает, что соблюдение правил безопасности важно для всех катающихся в горах, но для фрирайдеров оно просто жизненно важно.

«Ведь на трассе, если вы врежетесь в другого лыжника или сноубордиста, вам грозит максимум перелом. А вот если на внетрассовом спуске вы не обратите внимания, например, на знак, предупреждающий о лавиноопасности, и подрежете лавину, можете свалить ее на себя или других лыжников. Или отправитесь в какой-нибудь малознакомый кулуар один, без знающего местность спутника или гида, и провалитесь в трещину», ― рассказывает он.

По словам эксперта, катание на курортах Северного Кавказа будет особенно комфортным для начинающих лыжников в плане безопасности, так как там широкие пологие трассы, где нет риска столкнуться с другим лыжником и что-то повредить себе или ему.

«При этом на склонах высочайшей вершины Европы даже не очень уверенные в себе лыжники могут попробовать себя во фрирайде, так как и внетрассовые спуски здесь достаточно пологие», ― добавляет Александр Жлукто.

Вернуться к списку